Для СМИ
Национальный проект «Безопасные качественные дороги»
Дорогами преобразований
Сегодня в дорожном хозяйстве страны происходят позитивные перемены, свидетелями которых являются жители всех российских субъектов. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных и местных автомобильных дорогах. Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед дорожниками главой государства.
Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавший в 2019 году и ставший логичным продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства. Импульс их успешному сотрудничеству дал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», реализованный в 2017–2018 гг. в 36 регионах. Нацпроект значительно расширил географию: он стартовал в 83 субъектах Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерациях. Работа началась по четырем направлениям: федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России».
В 2021 году национальный проект «Безопасные качественные дороги» не только изменил название, но и расширил границы: субъектов-участников стало 84, к ним присоединилась Санкт-Петербургская агломерация. А к четырем федеральным проектам, входящим в его структуру, добавились еще два: «Развитие общественного транспорта» и «Развитие федеральной магистральной сети». Кроме того, нацпроект продлили до 2030 года включительно.
Итоги реализации нацпроекта за 2019-2023 гг.
За пять лет реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в российских регионах-участниках отремонтировано, реконструировано и построено более 88 тыс. км дорог. Общая площадь укладки дорожного покрытия составила порядка 717 млн кв. м.
Если на старте нацпроекта доля дорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 42 %, то к концу 2023 года этот показатель вырос до 82,22 %. Аналогичное значение по региональным дорогам за пять лет увеличилось с 42,4 % до 53,36 %.
С информацией по каждому году реализации нацпроекта можно ознакомиться, нажав кнопку "Подробнее".
Итоги дорожного сезона 2019 года
В 2019 году в 83 российских регионах благодаря нацпроекту отремонтировано, реконструировано и построено около 16 тыс. км дорог.
Помимо масштабного приведения дорог в нормативное состояние в рамках нацпроекта выполнялся и целый комплекс мероприятий по обустройству транспортной инфраструктуры в субъектах, что также позволило повысить безопасность дорожного движения.
Так, только за первый год реализации проекта в российский регионах установлено более 3,4 тыс. светофоров и почти 100 тыс. дорожных знаков. выполнено устройство более 581 тыс. пог. м барьерного ограждения, более 284 тыс. пог. м пешеходного ограждения и более 608 тыс. пог. м освещения, а также нанесено более 3 млн пог. м разметки.
Итоги дорожного сезона 2020 года
В 2020 году в регионах-участниках нацпроекта отремонтировано, реконструировано и построено 16,5 тыс. км дорог. Благодаря своевременно заключенным контрактам и ранней весне во многих регионах работы удалось закончить раньше срока.
В 2020 году работы проводились более чем на 7 тыс. дорожных объектов. В нормативное состояние приведено 145 млн кв. м покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения. Это соразмерно площади 20 000 футбольных полей.
Одна из важнейших задач при реализации нацпроекта — использование наилучших технологий и материалов. В ходе ремонтных работ практически во всех регионах активно внедряются применяемые на федеральных трассах и доказавшие свою результативность передовые практики. Более половины заключенных в 2020 году контрактов на ремонт дорог предусматривали использование современных технологий.
Отдельное внимание уделено мероприятиям по повышению безопасности на дорогах. Так, в 2020 году на объектах нацпроекта установлено более 2,2 тыс. светофоров и порядка 152 тыс. дорожных знаков, обустроено свыше 746 тыс. пог. м барьерного ограждения, около 329 тыс. пог. м пешеходного ограждения и более 661 тыс. пог. м освещения, а также нанесено более 21 млн пог. м разметки. Все это поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов.
Итоги дорожного сезона 2021 года
В 2021 году национальный проект «Безопасные качественные дороги» трансформировался: расширилась его география, в структуру вошли два новых федеральных проекта, но неизменным осталась главная цель ― повышение качества жизни россиян.
Так, в 2021 году по нацпроекту комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны.
В программу федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» 2021 года вошло более 6 тыс. объектов. В целях повышения уровня экономической связанности территорий страны с 2021 года в обновленную структуру нацпроекта включен новый федеральный проект ― «Развитие федеральной магистральной сети». В программу его работ на 2021 год вошли 250 км федеральных трасс.
При формировании перечня объектов, которые должны быть отремонтированы в первую очередь, учитывалось мнение местных жителей. В городах и районных центрах были организованы общественные слушания, проводились опросы в СМИ и социальных сетях. Также уделялось внимание техническому состоянию участков и их социальной значимости.
Срок службы новых и обновленных дорожных участков напрямую зависит от качества работ. Из-за возрастающих нагрузок на трассы меняются сами принципы их проектирования, а также технологии производства дорожных покрытий. Большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные решения. В 2021 году более 66 % всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий.
Помимо этого, в регионах все чаще стали заключать контракты на принципах жизненного цикла, когда подрядчик не просто проводит ремонт, но и обязуется содержать участок в должном состоянии в течение нескольких последующих лет. Именно поэтому такие контракты для дорожников — мотиватор для выполнения качественного ремонта, который впоследствии не придется переделывать. В 2021 году доля контрактов, заключенных на принципах жизненного цикла, составила 31,2 %.
Безопасность участников дорожного движения ― важнейшая составляющая нацпроекта. Так, в 2021 году по нацпроекту установили более 172 тыс. дорожных знаков, свыше 2,5 тыс. светофоров, порядка 1,2 млн пог. м барьерного ограждения, более 204 тыс. пог. м пешеходного ограждения и более 848 тыс. пог. м освещения. Также специалисты нанесли свыше 19 млн пог. м разметки.
Итоги дорожного сезона 2022 года
В 2022 году дорожные работы проходили на 5,9 тыс. объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги», к нормативу приведено порядка 16,8 тыс. км дорог. Фактическая площадь укладки верхних слоев покрытия превысила 135 млн кв. м. На развитие региональных и местных дорог из бюджетов всех уровней было направлено порядка 420 млрд руб.
Благодаря национальному проекту строятся новые магистральные улицы, обходы городов, возводятся грандиозные по масштабам и значимости искусственные сооружения. Так, в 2022 году в программу работ было включено более 430 мостов, расположенных на региональной и местной дорожной сети. К нормативу удалось привести порядка 30 тыс. пог. м вместо запланированных 16,3 тыс. пог. м ― почти в 2 раза больше.
Также по нацпроекту ведется строительство и реконструкция участков федеральных трасс. В 2022 году такие работы проводились на 230 км дорог Росавтодора, а также на 60,3 км платных трасс ГК «Автодор». На эти цели направлено около 300 млрд руб. федеральных средств.
Для обеспечения безопасности в 2022 году на объектах национального проекта установлено более 198 тыс. дорожных знаков, более 1,4 млн пог. м барьерного и 241 тыс. пог. м пешеходного ограждения, порядка 2,3 тыс. светофоров и более 581 тыс. пог. м стационарного освещения. На проезжую часть нанесено более 21 млн пог. м разметки, а вдоль дорог обустроено более 1,6 млн пог. м тротуаров.
Итоги дорожного сезона 2023 года
В 84 субъектах-участниках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году строительно-монтажные работы велись на 6,7 тыс. региональных и местных объектов, их общая протяженность составила 22, 1 тыс. км
Общая площадь укладки верхних слоев покрытия на региональной и местной дорожной сети составила более 151 млн кв. м.
Также благодаря нацпроекту в 2023 году проведены работы по строительству и реконструкции участков федеральных трасс. Мероприятия реализованы в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети». Так, на федеральной сети были введены в эксплуатацию в рамках строительства и реконструкции 26 объектов общей протяженностью 233,5 км.
В ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» отдельное внимание уделяется обновлению мостов и путепроводов. В 2023 году на региональной и местной сети построено, реконструировано и приведено к нормативам 674 искусственных сооружения. Их общая протяженность составляет 54,7 тыс. пог. м.
Для обеспечения безопасности в 2023 году на объектах национального проекта установлено почти 157 тыс. дорожных знаков, более 859 тыс. пог. м барьерного и 173 тыс. пог. м пешеходного ограждения, свыше 1,3 тыс. светофоров и 410 тыс. пог. м стационарного освещения. На проезжую часть нанесено более 16 млн пог. м разметки, а вдоль дорог обустроено более 954 тыс. пог. м тротуаров.
Дороги для людей
Ключевая цель национального проекта — повышение качества жизни населения. Именно поэтому особое значение уделено восстановлению дорог, ведущих к социально значимым объектам.
В частности, за пять лет реализации нацпроекта обновлено более 2,5 тыс. участков дорог к медицинским учреждениям. Также в период с 2019 по 2023 год отремонтировали и обустроили свыше 4 тыс. участков дорог к детским образовательным и досуговым учреждениям, при этом большая часть объектов, как правило, сдается в эксплуатацию до начала нового учебного года.
Кроме того, благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» становятся доступнее уникальные памятники архитектуры, природные заповедники и живописные ландшафты. Так, за пять лет реализации нацпроекта в нормативное состояние привели более 1,6 тыс. региональных трасс и городских улиц, ведущих к туристическим местам.
Взаимодействие с населением
Отличительной чертой национального проекта «Безопасные качественные дороги» является его открытость для населения. В течение четырех лет реализации жители страны стали полноправными участниками процесса развития дорожной инфраструктуры: у них есть возможность высказывать свои пожелания и замечания, следить за проведением работ в режиме on-line.
За пять лет по разным каналам связи (официальный интернет-ресурс дорожного нацпроекта, социальные сети, «Карта убитых дорог» и т.д.) от жителей регионов поступило более 34 тысяч обращений, касающихся реализации национального проекта, и этого говорит о том, что интерес к дорожной теме растет. Люди активнее включаются в обсуждение новых объектов, вносят свои предложения. Многие участки дорог в регионах отремонтированы по просьбам местных жителей.
Также сформирован пул лидеров общественного мнения, в котором состоит порядка 500 человек из 84 регионов-участников нацпроекта. Они принимают участие в различных мероприятиях на всех этапах реализации нацпроекта: общественных обсуждениях перечня дорожных работ, инспекционных выездах на объекты нацпроекта, приемках готовых объектов.
Новый транспорт — городам
В ходе реализации национального проекта уделено внимание и обновлению городского транспорта. В 2020 году Минтранс России в рамках дорожного нацпроекта начал оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта.
Так, в 2020 году более 650 новых автобусов, троллейбусов и трамваев появились в 14 городских агломерациях: Белгородской, Воронежской, Екатеринбургской, Ивановской, Пермской, Казанской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Самарско-Тольяттинской, Череповецкой, Ульяновской и Ижевской. Всего в конкурсе участвовали 60 городских агломераций – участниц нацпроекта. Заявки оценивались по более чем 20 критериям, в числе которых — состояние транспортной инфраструктуры, использование безналичной оплаты проезда, ценовая доступность, развитие газозаправочной инфраструктуры.
В 2021 году благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» новый общественный транспорт поступил в 14 городских агломераций: Воронежскую, Екатеринбургскую, Ивановскую, Казанскую, Кемеровскую, Красноярскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Омскую, Пермскую, Самарско-Тольяттинскую, Саратовскую и Череповецкую Регионы получили 477 единиц современного подвижного состава — 324 автобуса и 153 троллейбуса. Транспорт оборудован в соответствии со всеми современными требованиями и обеспечивает комфортную и безопасную перевозку пассажиров.
В 2022 году по федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» были заключены договоры на поставку 353 единиц подвижного состава общественного транспорта. Новые автобусы ― 330 машин ― появились в Челябинской, Астраханской, Нижегородской, Пермской, Сочинской, Курской и Улан-Удэнской агломерациях. Кроме того, Новосибирская и Брянская агломерации обновили троллейбусный парк ― туда поставили 23 единицы транспорта.
В 2023 году входе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 64 региона поставлено 4 427 транспортных средств: 4 042 автобуса, 240 электробусов, 113 трамваев и 32 троллейбуса.
Всероссийская онлайн-олимпиада
С 2020 года на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру проводится Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» на знание основ правил дорожного движения. Организаторами мероприятия выступают Министерство транспорта РФ, Министерство внутренних дел РФ совместно с Министерством просвещения РФ, а также АНО «Национальные приоритеты».
В 2020 году онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» проводилась для школьников 1-4 классов, участие в ней приняли более 2,2 млн детей. В 2021 году мероприятие расширило охват — пройти онлайн-олимпиаду могли учащиеся 1–9 классов, всего поучаствовали более 3,7 млн школьников. В 2022 году Всероссийскую онлайн-олимпиаду «Безопасные дороги» прошли почти 4,5 млн учеников 1–9 классов. В 2023 году знания о правилах поведения на дорогах проверили почти 5 млн школьников 1–9-х классов.
Популярность мероприятия показала актуальность профилактической работы с детьми: с каждым годом интенсивность движения растет, расширяется дорожная сеть страны, поэтому формирование у школьников культуры безопасного поведения на дорогах становится важнейшей задачей для сотрудников Госавтоинспекции, родителей и педагогов.
Проект «Улица Победы»
В 2020 году был реализован проект «Улица Победы» — в канун празднования 75-летия Великой Победы дорожники всей страны прилагали максимум усилий, чтобы улицы, носящие имена героев или событий тех времен, были приведены в порядок.
Патриотическая акция затронула все регионы-участники нацпроекта, в результате в перечень объектов вошли более 400 победных улиц. Так, в Севастополе в нормативное состояние приведена одна из главных городских магистралей — проспект Победы. В Ленинградской области обновлено дорожное покрытие на трассе Санкт-Петербург — Морье, известной как «Дорога жизни». Во время Великой Отечественной войны это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Масштабные работы проведены в Краснодарском крае: в Новороссийске обновлены улицы Жуковского и Мира, в Сочи — улицы Чебрикова, Турчинского, Есауленко и Гастелло, в Краснодаре — улицы Володи Головатого, 40-летия Победы и 30-й Иркутской дивизии.
Проект «Улица Победы» стал инициативой ряда российских регионов. Её поддержало Министерство транспорта РФ. Важной задачей проекта стало не только приведение в нормативное состояние городских улиц, проспектов и площадей, но и повышение внимания россиян к истории нашей страны, подвигу советского народа и роли каждого региона в Великой Отечественной войне.