20 февр. 2024
Одной из 42 инициатив правительства в рамках программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" является проект, который называется "Передовые инженерные школы". Его основная задача – это подготовка квалифицированных инженерных кадров, которые помогут стране в достижении технологического суверенитета.
«Президент России Владимир Путин поддержал продление проекта по созданию передовых инженерных школ до 2030 года. Общий объём софинансирования до 2026 года составит порядка 60 млрд рублей. На сегодняшний день в стране функционируют 30 передовых инженерных школ в 15 регионах. С учётом популярности программы среди регионов и индустриальных партнёров решением Председателя Правительства программа была расширена и отобраны ещё 20 таких школ. Они начнут работать уже с нового учебного года. Таким образом, вся система передовых инженерных школ охватит 50 вузов в 23 российских регионах», – отметил Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.
Под председательством главы Минобрнауки Валерия Фалькова прошло Заседание Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития ПИШ.
«Первое, что важно отметить, – это, конечно, совершенно другой уровень вовлечённости бизнеса. Сейчас в проекте более 160 технологических компаний, и, уверен, их количество будет только расти. За прошлый год софинансирование со стороны реального сектора составило 13,5 млрд рублей, это более чем в два раза превышает сумму вложений 2022-го. Увеличивается и финансирование со стороны государства, на этот год школам первой волны выделено 12,6 млрд – на 2,5 млрд больше, чем в прошлом году. Всё это говорит о заинтересованности и высочайшем доверии со стороны государства и бизнеса. Его нужно не просто оправдать, а показать самые высокие результаты», – рассказал министр.
Инженерные учебные заведения были разделены на три группы, в каждой из которых прошли ротации. Для того, чтобы оценить программу развития школы, Совет по грантам использовал ряд критериев: амбициозность целей и результаты их достижения (в том числе соответствие Стратегии научно-технологического развития России), взаимодействие с высокотехнологичными компаниями и объем средств, которые были вложены в школу.
Первая группа
Численность университетов в первой группе увеличилось с четырёх до шести, при этом увеличилось и государственное финансирование. На 2024 год им выделено по 634,5 млн рублей каждой, тогда как в 2023 году четырём инженерным школам было распределено по 514 млн рублей каждой.
1.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
2.Национальный исследовательский университет ИТМО;
3.Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (переместился из второй группы);
4.Самарский государственный медицинский университет (переместился из второй группы);
5.Казанский (Приволжский) федеральный университет (переместился из второй группы);
6.Южный федеральный университет (переместился из третьей группы)
Вторая группа
Во второй группе также изменилось количество университетов – с 20 до 17, увеличено их финансирование. Сюда переместились пять участников из третьей группы, два вуза – из первой. В этом году каждой школе выделено по 427,7 млн рублей (в минувшем году выделялось по 348,2 млн рублей).
1.Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
2.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
3.Новосибирский национальный исследовательский государственный университет;
4.Университет «Иннополис»;
5.Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина;
6.Уфимский университет науки и технологий;
7.Национальный исследовательский Томский государственный университет;
8.Донской государственный технический университет;
9.Казанский национальный исследовательский технологический университет;
10.Московский авиационный институт;
11.Московский физико-технический институт (переместился из первой группы);
12.Национальный исследовательский Томский политехнический университет (переместился из первой группы);
13.Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (переместился из третьей группы);
14.Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Минздрава России (переместился из третьей группы);
15.Дальневосточный федеральный университет (переместился из третьей группы);
16.Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова (переместился из третьей группы);
17.Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е.Алексеева (переместился из третьей группы).
Третья группа
Третья группа сформирована из университетов, ранее находившихся во второй. Финансирование семи школ составит по 220,9 млн рублей для каждой (годом ранее третьей группе выделялось по 182,4 млн рублей).
1.Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва;
2.Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
3.Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского;
4.Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева;
5.Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого;
6.Псковский государственный университет;
7.Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I.
Ключевые результаты проекта за 2023 год:
⁃ Численность студентов 30 передовых инженерных школ превысило 6 тысяч человек.
⁃ Обучение по программам дополнительного профессионального образования прошли более 7,4 тысячи инженеров.
⁃ Программу повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки прошли свыше 7,6 тысячи преподавателей и управленцев.
⁃ В качестве партнеров проекта выступают 160 высокотехнологичных компаний. Планируется, что к концу 2024 года их число увеличится до 290.
⁃ На базе 30 школ создано более 160 специальных образовательных пространств.
⁃ В деятельности инженерных школ и различных профильных мероприятиях приняли участие более 22 тысяч школьников. В том числе были организованы проектные школы и экскурсии, проведены образовательные интенсивы и олимпиады – всего порядка 30 инициатив. Вместе со студентами и наставниками из высокотехнологичных компаний ребята смогли поработать над различными инженерными проектами, а также принять участие в научно-технических исследованиях.